Дорожное хозяйство

Краснодарский край по праву считается одной из самых ярких жемчужин России. Гостеприимные города и станицы, богатые урожаем поля, цепи величественных гор, живописные побережья Чёрного и Азовского морей – гордость нашего края. Каждый год Кубань радушно принимает на своей земле миллионы гостей. И в первую очередь это заслуга работников дорожной отрасли края.

История отрасли

Современная сеть автомобильных дорог, которой пользуется каждый из нас сегодня, не сразу строилась.
Какие только племена и народности не селились на территории будущей Кубани. В одном из документов государственного архива Краснодарского края дано военно-статистические описание Черномории (Кубани) в 1853 году:
«На южном рубеже России у северо-западного склона Кавказских гор к Чёрному морю между древними реками Варданом, Понтом Эвксинским, Боспором Киммерийским и беспредельно скифскою степью, лежит уголок земли. Уголок сей древнее достояние России, утраченный ею от времени и обстоятельств, вновь завоеванный победами Суворова над Турками и заселённый в 1792-1793 годах остатками храбрых запорожцев, переименованных в Черноморское войско, слывёт теперь под именем земли Черноморских казаков или собственно земли Черномории. Страна сия, составляя границу Азии с Европою известна в древней истории под именем Азиатской Самматии. В эпоху общего переселения Азиатских народов из-за Волги и Кавказа в Европу была по временам населена ими. Скифы, Сарматы, Готы, Аланы, Гунны, Хазары, Половцы и другие племена диких народов, попеременно вытесняя друг друга, временно владели этими местами, но владели больше кочевым образом, не оставляя по себе никаких памятников постоянной оседлости, народы сии раздробились и исчезли в общей массе народностей Европы. Одно постояннее других существовало здесь - царство Боспорское, один Азиатский Боспор занимавший почти всю теперешнюю территорию Черномории.
Наконец в 18 столетии в славное царствование Екатерины II страна эта от турков опять завоевана русскими, перешла вторично во владения потомков прежних властителей Тмутараканского княжества».
Войску Черноморскому поручалось «стража пограничная от набегов народов закубанских», казаки устраивали свой быт на новых необжитых землях, оберегая и защищая рубежи, в порядке трудовой повинности мостили гати, перекидывали мосты через ручьи и речки, устраивали паромные переправы через широкие водотоки.
Кошевой атаман Чепега распорядился, чтобы была проведена дорога от Донской области по направлению к Екатеринодару и учреждено 20 станций между Екатеринодаром и Таманью, с одной стороны, и Екатеринодаром и Ейским городком - с другой.

В 1892 году была построена первая дорога с твёрдым покрытием от Новороссийска до границы Грузии, и почти в то же время проложена дорога Майкоп-Туапсе. А вскоре было начато строительство дорог Екатеринодар - Шабановский перевал - Джубга и Екатеринодар - Новороссийск.

В конце XIX - начале XX веков атаманское правление области начало возводить капитальные искусственные сооружения. В частности, в то время были построены металлические мосты через реку Кубань и некоторые притоки: Некрасовский и Прочноокопский на Кубани, Тенгинский и Псебайский на реке Лабе, Тульский на Белой и другие.
К 1917 году на Кубани по неточным данным общая длина дорог достигала около 7-8 тысяч километров. Длина же маршрутных дорог составляла всего несколько сотен километров.
После гражданской войны молодое советское правительство проводило многочисленные реорганизации в части развития дорожной отрасли. Территориально укрупнялись и наоборот разукрупнялись края и области СССР. В 1937 году территория Азово-Черноморского края была разделена на Ростовскую область и Краснодарский край.
В этом же году, на основании Приказа народного комиссариата внутренних дел СССР 18 октября 1937 года и постановления Краснодарского исполкома при Краснодарском исполкоме был создан дорожный отдел «Крайдоротдел» с задачей планирования строительства и ремонта автодорог республиканского и местного значения, он же «Крайдортранс», «Крайавтошосдор», Управление строительства и ремонта автодорог «Краснодаравтодор», ПРСО «Краснодаравтодор», КК ГУ «Дорожный комитет», сегодня это ГКУ КК «Краснодаравтодор», в ведении которого находились дороги областного (краевого) и местного значения, затем республиканского, краевого и местного значения, сегодня - вся сеть автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Краснодарского края.
Руководители: Крутиков Г.П., Наконечный А.В., Табаков Н.Г., Дьяконов И.Ф., Воронов В.Н., Петрусенко А.С., Безродный О.К., Афанасенков В.Н., Нехай К.Х., Жуков В.А., Карика В.В., Снежко А.В., Петрий Д.В.

Этим же приказом НКВД СССР был организован ОШОСДОР (отдел шоссейных дорог) УНКВД по Краснодарскому краю, далее - Управление Азово-Черноморских автодорог, далее - ФГУ Упор «Кубань», которое обслуживало автомобильные дороги общегосударственного значения, с 1991 года - федерального значения. В 2015 году управление упразднено, а федеральные дороги попали под юрисдикцию ФКУ Упрдор «Черноморье».
Руководители: Алтунин Г.Я., Лазутин Л.Г., Афощенко В.С., Прокопенко В.И. , Кравченко Е.А., Афанасенков В.Н., Безродный О.К., Кравченко И.Н., Кужель В.Н.

В 1937 году в крае после проведённой инвентаризация дорог местного значения выяснилось, что дорожная сеть на территории вновь образованного Краснодарского края составляет уже 15 722 километра.

В 1938 году был образован Адыгейский областной дорожный отдел в ведении, которого находилась вся сеть автодорог Адыгейской автономной области, далее управление «Адыгеяавтодор», сегодня ГКУ «Управление автодорог РА «Адыгеяавтодор». Управление «Адыгеяавтодор» работало в составе управления «Краснодаравтодор» до 1991 года, после образования республики Адыгея вышло из состава Краснодаравтодора.
Руководители: Тутуков С.Д., Беданоков А.С., Ашинов З.М., Картамышев В.Н., Схатум А.М., Арданов М.А., Гусарук Х.Г., Корешкин А.А.

После создания этих организаций началось массовое строительство грунтово-профилированных дорог, дорог, улучшенных гравием. Строительство и ремонт дорог местного значения, и республиканских частично выполнялось за счёт колхозов и местного населения, привлекаемых к работам на основании Закона правительства России. Ошосдором на участках Черноморского шоссе и Мацестинских курортах устраивались чёрно-щебеночные покрытия методом пропитки.

С первых дней ВОВ 1941-1945 гг. ресурсы дорожных организаций были сосредоточены на объектах, необходимых для обороны и наступательных целей на территории Краснодарского края. Ошосдор УНКВД был полностью передан в ведение Главного дорожного управления Красной Армии.

Сразу же после освобождения Кубани от фашистских захватчиков в 1943 году дорожные организации стали восстанавливать разрушенные мосты и дороги, и до окончания войны все основные дороги и мосты были восстановлены или построены заново.
В 1946 -1950 годах в Краснодарском крае было реконструировано и построено около 10 тысяч автодорог с твёрдым покрытием. Строились дороги союзного значения с асфальтобетонным покрытием.

В 1954 году было создано в Пятигорске «Управление дороги Ростов-Баку-Минеральные Воды», сегодня это ФКУ Упрдор «Кавказ» ФДА. Оно обслуживало по территории нашего края участок вышеупомянутой построенной дороги протяжённостью 270 км. В 1992 году этот участок дороги стал частью магистрали «Кавказ» и обслуживался ФГУ Упрдор «Кубань» до 2014 года, сегодня участок находится в составе дорог ФКУ Упрдор «Черноморье» ФДА.

В 60-е годы в крае велась уже реконструкция дорожных покрытий с переводом гравийных дорог в усовершенствованные. Управление «Краснодаравтодор» являлось генеральным заказчиком по строительству дорог и мостов на территории Кубани.

В 1957 году на территории края для строительства дорог к сахарным заводам и нефтяным месторождениям, а позже для строительства автомобильных дорог, аэродромов, мостов и тоннелей было создано Строительное управление №20, в последствии трест «Юждорстрой», далее — ОАО «Юждорстрой». В 2015 году трест ликвидирован.
Руководители: Рыбников В.И., Горбунов Г.И., Топчиев Ю.А., Мазаник С.Н., Панкратов В.А., Колычев Е.А., Григорьев В.А., Мурдалов С. Х.

В 1959 года при «Крайавтошосдоре» с целью своевременного обеспечения проектно-сметной документацией дорожных хозяйств Краснодарского края была создана хозрасчетная проектно-сметная группа, далее проектная контора «Краснодаравтодор», ПК «Краснодаравтодорпроект», сегодня АО «Краснодаравтодорпроект».
Руководители: Севастьянов Н. П., Шишкин А. С., Киселев А. А., Егоров Ю. И., Лукьянов В.Н., Петрович А. А., Черненко М.В.
Сеть дорог на конец 1962 года уже имела 530 км с асфальтобетонным покрытием и 979 км с черногравийным покрытием.

Для форсирования строительства дорог с твёрдыми и асфальтобетонными покрытиями в 1964 году был создан трест «Краснодаркрайдорстрой» с семью дорожно-строительными организациями (ДСУ -1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). После выполнения своей миссии в 1973 году он был упразднен. Управляющий трестом – Сомов В.М.

Для строительства мостов и путепроводов на территории Кубани в 1964 году было создано Мостостроительное управление №9, далее ОАО «Краснодаравтомост», в стадии ликвидации. Управлением перестроены все старые мосты и путепроводы на дорогах края. Управление участвовало в создании эстакады через ущелье долины Чемитоквадже.
Руководители: Самойленко В.А., Кутаков Л.Д., Лазаренко В.В.

В 1965 году был создан трест «Краснодарагродорстрой» для строительства дорог внутри сельскохозяйственных предприятий: к правлениям колхозов и совхозов, бригадам, отделениям, токам, объектам соцкультбыта и сельхоз аэродромов. Прекратил свое существование в 1994 году. Управляющий трестом Богданов К.М.

Основное внимание кубанских дорожников было направлено на реконструкцию сети республиканских дорог, связывающих Краснодар с основными промышленными и сельскохозяйственными районами края.
Создав к 1985 году опорную сеть автомобильных дорог, дорожные организации вели, в основном, их реконструкцию, строили обходы населённых пунктов и новые мостовые переходы.



http://mt.krasnodar.ru/upload/docs/Petrus.jpgНа протяжении почти 30 лет, с 1962 по 1991 год, бессменным руководителем управления «Краснодаравтодор» был Александр Сергеевич Петрусенко. Он отдал дорожной отрасли края 43 года. Человек-легенда, руководитель исключительной честности, порядочности, трудоспособности, профессионал своего дела. Именно в этот период сложилась опорная сеть дорог общего пользования Краснодарского края и стала одна из лучших в РФ. Создана инфраструктура дорожной отрасли края с карьерами по производству каменных материалов, с битумными базами по выпуску битума. В каждом районе края созданы ДРСУ с мощными производственными базами, с заводами по приготовлению асфальтобетонных смесей. Построены базы отдыха на Черноморском побережье, жильё для работников дорожной отрасли
Заслуженный строитель РСФСР, Почётный дорожник России, Заслуженный дорожник Кубани. Награжден орденами: Трудового Красного Знамени, «Знак почёта», «Октябрьской революции», медалями: «За доблестный труд», «За вклад в развитие Кубани» 1 и 2-степеней.

В период перестройки страны дорожники выработали стратегию сохранения ранее созданной дорожной сети, а поэтому дорогостоящее строительство дорог, за исключением мостов, было сокращено. Был сохранён дорожный фонд. Для удешевления стоимости дорожных работ на территории были созданы организации по изготовлению дорожных знаков, выполнению дорожной разметки и ремонту мостов.

В 2001 году создано Государственное учреждение «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья «Черноморье». Оно являлось заказчиком по всем объектам строительства и реконструкции автодорог в районе Большого Сочи. Сегодня это ФКУ Упрдор «Черноморье» ФДА, которое обслуживает дороги Большого Сочи и часть федеральных дорог по Краснодарскому краю.
Руководители: Асатуров А.К., Афанасенков В.Н., Кужель В.Н.

С 2008 по 2012 годы работало Управление автомобильных дорог Краснодарского края, которое координировало развитие сети автомобильных и муниципальных дорог на Кубани, являлось органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление сетью автомобильных дорог Краснодарского края общего пользования, находящихся в государственной собственности Краснодарского края.
Руководитель - Жуков В. А.

В 2010 году образовано Краснодарское территориальное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), в ведении которого находится федеральная магистраль М-4 «Дон». Руководитель – Ильин Н.Н.

Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края было создано в 2012 году и являлось уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим функции по формированию региональной политики в дорожном хозяйстве до 2016 года. Министр – Жуков В.А.

В 2016 году было сформировано министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, которое является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим функции по формированию региональной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта и дорожного хозяйства. Министр – Вороновский А.В.