Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт Краснодарского края – это самый массовый вид транспорта, отличающийся наибольшим объемом перевозок пассажиров и возможностью доставки грузов по принципу «от двери до двери». В настоящее время в Краснодарском крае насчитывается свыше 32 тысяч автобусов, более 170 тысяч грузовых автомобилей и более 1,3 млн. легковых автомобилей.

История отрасли

 «Главкраснодаравтотранс» и его предшественники за 1937-1968 годы
(по материалам государственного архива Краснодарского края)

Краснодарского краевое отделение «Союзсовхозтранс» наркомата совхозов РСФСР

В 1937 г. образовано Краснодарского краевое отделение «Союзсовхозтранс» наркомата совхозов РСФСР, которое возобновило свою деятельность 20.02.43 г. после оккупации края. С сентября 1946 года оно находилось в ведении Министерства совхозов СССР.

Приказом по Министерству совхозов СССР от 17.10.49 г. N  813 на базе отделения был образован Краснодарский автосовхозтрест Министерства совхозов СССР.

Постановлением Совета Министров СССР от 23.05.52г. N 328 трест был переименован в Краснодарский автотрест «Союзсельхозавтотранс» N 2 Министерства автотранспорта.

С июля 1953 г. трест был передан Министерству сельского хозяйства и заготовок СССР и стал именоваться Краснодарский автотрест «Россовхозтранс».

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.07.57 г. N  819 трест и его хозяйства влились в Краснодарский автотрест. Функциями треста являлось обслуживание совхозов края автоперевозками.

Структура треста: общий отдел, плановый отдел, производственный отдел, отдел эксплуатации, бухгалтерия. За время деятельности треста его структура не менялась.

Подведомственная сеть:

  • Краснодарская автобаза N 96
  • Крыловская автобаза N 100
  • Армавирская автобаза N 102
  • Майкопская автобаза N 103
  • Ейская автобаза N 104
  • Тихорецкая автобаза
  • Майкопские АРМ
  • Краснодарские АРМ

Краснодарское отделение главного управления «Союззаготтранс» НКЗАГ СССР образовано в 1937 г.

Во время оккупации края отделение свое существование прекратило и вновь возобновило 24.03.43 г.

Постановлением СНК СССР от 10.10.45 г. N  2557 отделение было преобразовано в трест «Союззаготтранс» наркомата заготовок СССР, а затем с сентября 1946 года Министерства заготовок СССР.

Во исполнении Постановления Совета Министров СССР от 23.05.52 г. N  328 трест переименован в Краснодарский автотрест «Союзсельхозавтотранс» N 1 Главного управления автохозяйств, занятых перевозкой сельхозгрузов «Сельхозавтотранс» Министерства автотранспорта СССР.

С 05.01.54 г. трест снова стал именоваться Краснодарским автотрестом «Союззаготтранс» Главного управления автотранспорта Министерства заготовок ССР.

Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.55 г. N 859 трест был ликвидирован, а его хозяйства влились в Краснодарский Крайавтотрест Министерства автотранспорта и шоссейных дорог РСФСР.

Функции треста: автоперевозка.

Трест имел следующую структуру:

  • общий отдел,
  • плановый отдел,
  • производственно-технический отдел,
  • отдел кадров,
  • бухгалтерию.

За время деятельности треста структура его не менялась.

Трест имел в своем подчинении автоотряды в: Армавире, Выселковской, Краснодаре, Лабинске, Темиргоевске, Староминской, а так же Кущевские АРМ (ликвидированы 27.06.44 г.) и Темрюкская школа шоферов (в последствии Краснодарская школа шоферов, а с 1956 года учкомбинат).

В середине 1948 г. отряды были переименованы а автороты.

На протяжении 1943-1946 годов были дополнительно образованы автороты: Ейская, Павловская, Тихорецкая, Кропоткинская, Отрадненская, Майкопская, Усть-Лабинская, Славянская, Крымская, Белореченская, Каневская и в 1948 г. — Кущевская и отдел снабжения, а Темрюкская авторота преобразована в Курганенскую.

При тресте имелись Краснодарские и Лабинские АРМы.

С 01.10.53 г. в трест влилась Крымская группа авторот: Симферопольская, Евпаторийская, Феодосийская, Бахчисарайская, Джанкойская, Керченская, которые в апреле 1945 г. вновь перешли в ведение Крымского автотреста «Союзсельхозавтотранс».

Краснодарский краевой автогужтрест отдела коммунального хозяйства Крайисполкома был образован 01.11.1937 г.

Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 17.08.39 г., в связи с организацией НКАТ РСФСР 26.09.39 г. образовано Краснодарское краевое управление автомобильного транспорта НКАТ РСФСР.

Постановлением СНК РСФСР от 26.05.44 г. N 438 управление реорганизовано в краевой автотранспортный трест «Авторазгрузжелдор» Главного управления республиканских хозяйств НКАТ РСФСР.

Постановлением СНК РСФСР от 07.09.45 г. N  533 трест подчинен «Глававтотрансу» НКАТ РСФСР и именуется Краснодарским краевым автотранспортным трестом, а с сентября 1946 г. — Крайавтотрест Главного управления автохозяйств западных и южных районов Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

В связи со значительным увеличением объема работ, в соответствии с приказом Министра автотранспорта и шоссейных дорог РСФСР от 03.06.61 г. N 171 «Крайавтотрест» был упразднен, и на базе его организовано Краснодарское управление автомобильного транспорта. Приказом по Министерству автошоссдора РСФСР от 15.08.67 г. N  311, в целях дальнейшего улучшения обслуживания народного хозяйства автотранспортом и устранения отличий в наименовании автохозяйств, Краснодарское управление стало именоваться Краснодарским транспортным управлением, а его хозяйства — автотранспортными предприятиями.

Функции управления: организация и обеспечение перевозки грузов, пассажиров, работы складов для хранения грузов (по тресту «Авторазгрузжелдор»), транспортно-экспедиционное обслуживание, работы АРМов, станций технического обслуживания, бензозаправочных станций, подготовка кадров автомобилистов и др.

За время деятельности управления его структура менялась:

  • 1943-1955 годы — общий отдел (руководство), плановый сектор, производственно-технический отдел, бухгалтерия.
  • В 1956 году — образован отдел грузовых перевозок, а плановый сектор преобразован в отдел.
  • В 1960 г. образован отдел труду и зарплаты.
  • В 1962 г. плановый отдел преобразован в планово-экономический, и созданы отделы по эксплуатации грузового и пассажирского автотранспорта и отдел по безопасности движения. В 1963 году образованы отделы кадров и капстроительства.
  • В 1964 году образован финансовый отдел.
  • В 1965 году отдел эксплуатации грузового и пассажирского транспорта разделены на 2 самостоятельных отдела, и образована редакция газеты «Автомобилист Кубани».
  • В 1967 г. образован контрольно-ревизорский отдел.
  • В 1968 г. образована канцелярия.

При управлении был избран местный комитет профсоюза работников автотранспорта, шоссейных дорог и связи.

Менялась также и подведомственная сеть: в 1943-1945 годах в трест входили: Краснодарская, Анапская, Новороссийская, Туапсинская, Армавирская, Ейская, Майкопская, Славянская, Тихорецкая, Кропоткинская автобазы и Краснодарская БЗС.

В 1945 году были образованы автоколонны: в Армавире N 3, в Майкопе N 7, в Краснодаре N 33, в Туапсе N 103, в Новороссийске N 104, с отрядом в Анапе, в Славянске N 105, с отрядом в Темрюке, в Ейске N 106 и автобаза в Тихорецке отдел снабжения и контора «Автотэк».

28.06.47 г. приказом Министра автошоссдора N 272 образованы Краснодарские АРМ.

В 1954 г. создана автобаза в Темрюке и в 1957 году из СМ треста «Автотрансстрой N 3» передано тресту СМУ.

В 1959 году образованы Армавирское, Гулькевичское и Теучежское АТХ, а Приморо-Ахтарское АТХ передислоцировано в ст. Переяславскую и получил наименование Брюховецкого АТХ.

Автороты и базы ликвидированных трестов «СЗТ» и «РСТ» влились территориально в соответствующие АТХ.

В сентябре 1959 года образовано Динское, а в январе 1960 г. Лабинское АТХ.

В июне 1961 года, одновременно с образованием управления, образован в его составе транспортный трест пассажирских перевозок в который вошли: пассажирские АТХ края и организованный в 1962 году Краснодарский хозрасчетный вокзал.

В декабре 1961 года Краснодарская а/к 33 переименована в а/к 1196.

Лабинская АТК — в а/к 1197, Армавирское ГАТХ — в а/к 1198, Кропоткинская АТХ — в а/к 1199, Тихорецкое АТХ — в а/к 1200, Крымское АТХ — в а/к 1201. В июле 1964 года Новороссийское ГАТХ — в а/к 1313, Усть-Лабинское — в а/к 1314, Майкопское ГАТХ N  1 — в а/к 1315, а затем, в 1965 году Гулькевическое ГАТХ — в а/к 1418, Краснодарская а/к 105 — в а/к 1419.

27.08.63 г. образован Адыгейский транспортный трест в г. Майкопе, в составе хозяйств: Майкопские грузовые N  1 и 2, Краснодарское, Теучежское, Шавгеновское, Гиагинское, Майкопское ПАТХ и образованное в январе 1964 г. — Тульское.

30.11.63 г. был образован Краснодарский производственный автотранспортный трест «Сельхозтранс», с 26 хозяйствами:

  1. Анапская АТК
  2. Белореченское АТХ
  3. Брюховецкое АТХ
  4. Гулькевичское АТХ
  5. Динское АТХ
  6. Ейское АТХ
  7. Каневское АТХ
  8. Кореновское АТХ
  9. Крыловское АТХ
  10. Выселковское АТХ
  11. Кропоткинская а/к 1199
  12. Крымская а/к 1201
  13. Лабинская а/к 1197
  14. Тихорецкая а/к 1197
  15. Курганинское АТХ
  16. Кущевское АТХ
  17. Ленинградское АТХ
  18. Новопокроское АТХ
  19. Отрадненское АТХ
  20. Павловское АТХ
  21. Приморско-Ахтарское АТХ
  22. Славянское АТХ
  23. Староминское АТХ
  24. Темрюкское АТХ
  25. Тимашевское АТХ
  26. Усть-Лабинское АТХ

13.04.64 г. организована Краснодарская контора ТЭО с агентствами в Краснодаре, Армавире, Майкопе. 25.10.65 — организованы Краснодарский и Армавирский автобусные парки.

В июле 1967 года от Ростовского территориального ТУ было принято предприятие промышленного железнодорожного транспорта, которое в августе 1968 года передано Северо-Кавказскому объединению промышленного железнодорожного транспорта «Промжелдортранс».

03.12.66 г. из ведения Северо-Кавказского территориального транспортного управления Краснодарскому управлению был передан в подчинение Краснодарский автотранспортный трест с названием: Краснодарский транспортный трест грузовых перевозок, в следующем составе хозяйстве:

Краснодарский транспортный трест грузовых перевозок

  1. Апшеронское АТП
  2. Белоглинское АТП
  3. Белореченское АТП
  4. Брюховецкое АТП
  5. Выселковское АТП
  6. Горяче-Ключевское АТП
  7. Гулькевичское грузовое АТП
  8. Динское АТП
  9. Ейское грузовое АТП
  10. Каневское АТП
  11. Красноармейское АТП
  12. Курганенское АТП
  13. Крымское грузовое АТП
  14. Кущевское АТП
  15. Крыловское АТП
  16. Кореновское АТП
  17. Ленинградское АТП
  18. Новопокровское АТП
  19. Отрадненское АТП
  20. Приморско-Ахтарское АТП
  21. Павловское АТП
  22. Псебайское ГАТП
  23. Староминское АТП
  24. Славянское АТП
  25. Тбилисское ГАТП
  26. Темрюкское АТП
  27. Тимашевское АТП
  28. Холмское ГАТП
  29. Черноморское ГАТП
  30. Щербиновское АТП

а управлению были непосредственно подчинены:

  1. Новороссийкая а/к 1313
  2. Кропоткинская а/к 1199
  3. Лабинская а/к 1197
  4. Краснодарская а/к 1196
  5. Гулькевичская а/к 1418
  6. Армавирская а/к 1198
  7. Тихорецкая а/к 1200
  8. Крымская а/к 1201
  9. Усть-Лабинская а/к 1314
  10. Контора ТЭО
  11. Краснодарское СМУ
  12. Краснодарский учкомбинат
  13. Краснодарское ГАТП N  1
  14. Краснодарское ГАТП N  2
  15. Краснодарская ГАТП N  3
  16. Краснодарское ГАТП N  4
  17. Краснодарское ГАТП N  5
  18. Армавирское ГАТП
  19. Краснодарская АРМ
  20. Лабинская АРМ
  21. Армавирская АРМ
  22. Хозрасчетный отдел снабжения
  23. Машино-счетная станция
  24. Бюро технической помощи

Приказом по управлению от 21.08.68 г. N 345 было создано БТП.

Департамент по транспорту и связи Краснодарского края выражает благодарность за предоставленный материал А.В.Гончаровой