Воздушный транспорт

Воздушный транспорт Краснодарского края представлен международными аэропортами федерального значения – Краснодар, Сочи, Анапа и региональным аэропортом Геленджик. Общая численность российских и зарубежных авиакомпаний, выполняющих полеты в край на регулярной и чартерной основе, составляет около 40. На долю аэропортов Краснодарского края приходится более 6% всех пассажирских авиаперевозок в России.

Стратегия развития

Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года

УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации
Д.А. Медведев
1 апреля 2012 года


ОСНОВЫ
государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года


I. Общие положения

1. Настоящими Основами определяются государственные интересы, главные цели, основные принципы и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности, а также основные меры государственного регулирования в данной сфере.
2. Настоящие Основы конкретизируют и развивают положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военной доктрины Российской Федерации и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в области авиационной деятельности.
3. Правовой базой настоящих Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принятые Российской Федерацией международные обязательства в области авиационной деятельности.
4. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Президент Российской Федерации.

II. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности

5. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности определяются:
а) возрастающим значением авиации для решения оборонных, военно-политических и социально-экономических задач, развития науки, техники и технологий;
б) ростом потребностей в воздушных перевозках пассажиров и грузов, особенно в отдаленных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, на долю которых приходится около половины территории страны;
в) ведущей ролью авиационной промышленности, как одной из наиболее наукоемких и технологически сложных отраслей, в решении задач модернизации экономики и перевода ее на инновационный путь развития.
6. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности формируются с учетом:
а) роста влияния авиации на соотношение сил в мире, на сохранение стратегической стабильности, на ход и результат войн и вооруженных конфликтов;
б) участия в мировых интеграционных процессах, развития международного разделения труда, а также обострения конкурентной борьбы между странами, авиастроительными и авиатранспортными компаниями на мировых рынках авиационной техники и авиационных услуг;
в) необходимости предотвращения угроз террористического характера в отношении воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры;
г) повышения требований к качеству авиационной техники и предоставлению авиационных услуг;
д) развития авиационной науки и инновационных технологий, а также возможного их применения в других отраслях промышленности;
е) необходимости поддержания суверенитета страны за счет дальнейшего развития военного и гражданского секторов авиационной промышленности.
7. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности предусматривают:
а) сохранение за Российской Федерацией статуса мировой авиационной державы;
б) обновление парка воздушных судов гражданской авиации и развитие сети воздушных сообщений для обеспечения транспортной доступности всей территории Российской Федерации;
в) поддержание научно-исследовательского, технического, производственно-технологического и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективную авиационную деятельность в Российской Федерации;
г) наращивание боевого потенциала государственной авиации в соответствии с требованиями обеспечения обороноспособности страны;
д) поддержание качества отечественной авиационной техники на уровне, обеспечивающем ее конкурентоспособность на мировом рынке;
е) развитие международного сотрудничества и расширение присутствия отечественных авиационных организаций на внутреннем и внешнем рынках авиационной техники и авиационных услуг.
8. Для реализации и защиты своих государственных интересов Российская Федерация должна обладать соответствующим авиационным потенциалом. Наличие мощного авиационного потенциала и рациональное его использование являются для Российской Федерации объективной необходимостью, одним из важнейших условий обеспечения ее безопасности, социально-экономического и инновационного развития. Опираясь на этот потенциал, Российская Федерация может ускорить развитие своей экономики, укрепить оборонную мощь, обеспечить эффективное развитие науки, техники, социальной сферы.
Основу авиационного потенциала Российской Федерации составляют:
а) государственная авиация;
б) гражданская авиация;
в) экспериментальная авиация;
г) авиационная промышленность;
д) авиационная инфраструктура и техника;
е) единая система организации воздушного движения, федеральная система разведки и контроля воздушного пространства и другие информационные системы, обеспечивающие авиационную деятельность;
ж) образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку специалистов в области авиации;
з) профессионально подготовленные кадры.
9. Основой государственной авиации является военная авиация.

III. Главные цели, основные принципы и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности

10. Главными целями государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности являются:
а) реализация и защита государственных интересов Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
б) укрепление и эффективное использование авиационного потенциала в Российской Федерации;
в) обеспечение устойчивого инновационного развития российской авиационной промышленности и воздушного транспорта;
г) обеспечение высокого уровня и стабильного развития рынка авиационных работ и услуг для нужд экономики и населения страны;
д) укрепление позиций Российской Федерации на мировом рынке авиационной техники и авиационных услуг;
е) повышение авиационной безопасности и безопасности полетов воздушных судов с учетом требований международных стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО);
ж) выполнение требований по охране окружающей среды, в том числе снижение выбросов парниковых газов в сфере деятельности гражданской авиации.
11. Государственная политика Российской Федерации в области авиационной деятельности основывается на следующих основных принципах:
а) соблюдение государственных интересов Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации и принятых Российской Федерацией международных обязательств в области авиационной деятельности;
б) применение эффективных методов планирования и реализации мер государственного регулирования авиационной деятельности;
в) динамичное и сбалансированное инновационное развитие научно-технического, производственно-технологического и кадрового потенциалов, обеспечивающих авиационную деятельность, на основе передовых достижений науки, техники, информационных и управленческих технологий;
г) взаимовыгодное партнерство российских авиационных организаций, участвующих в международных проектах по созданию авиационной техники и предоставлению авиационных услуг;
д) совершенствование системы государственного регулирования и контроля безопасности полетов государственной, гражданской и экспериментальной авиации в целях существенного сокращения количества авиационных происшествий.
12. Приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности являются:
а) повышение эффективности реализации принимаемых мер государственного регулирования в области развития авиации;
б) развитие государственной авиации в соответствии с задачами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов по обеспечению безопасности, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
в) обеспечение высокого технического уровня и боевой эффективности новых образцов авиационной техники и вооружения;
г) развитие гражданской авиации на основе перспективных отечественных технологий и совместных разработок в рамках международной кооперации;
д) привлечение инвестиций в целях развития авиационной промышленности, создания опережающего научно-технического задела по технологиям, обеспечивающим разработку принципиально новых конкурентоспособных образцов авиационной техники;
е) внедрение передовых достижений науки, техники и прорывных технологий в экспериментальные разработки авиационной промышленности;
ж) развитие аэродромных и аэропортовых комплексов;
з) совершенствование функциональной и организационно- управленческой структуры государственного сектора авиационной науки, развитие научно-технического и конструкторского потенциала организаций - разработчиков авиационной техники;
и) развитие и модернизация авиационной транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения, Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, системы метеорологического обеспечения и единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации;
к) развитие образовательных учреждений и организаций по подготовке и повышению квалификации авиационных специалистов;
л) повышение уровня безопасности полетов государственной, гражданской и экспериментальной авиации;
м) усиление конкурентоспособности российских авиационных организаций на мировом рынке авиационной техники и авиационных услуг;
н) содействие взаимовыгодному партнерству российских и иностранных авиационных организаций в деятельности по созданию совместных предприятий;
о) осуществление мер по исключению критической зависимости Российской Федерации от зарубежных стран в области авиационной деятельности.

IV. Основные меры государственного регулирования в области авиационной деятельности

13. Основными мерами государственного регулирования в области авиационной деятельности являются:
а) в области государственной авиации: поддержание боеспособности авиационных группировок за счет повышения уровня подготовки авиационного персонала, обновления современными образцами авиационной техники и вооружения, обеспечения высокой степени их исправности и расширения условий применения; совершенствование авиационной техники за счет модернизации и создания образцов нового поколения, превосходящих по своим боевым возможностям лучшие зарубежные аналоги; своевременное переоснащение новыми авиационными комплексами группировок войск (сил) на стратегических направлениях; оснащение группировки авиации перспективными беспилотными авиационными комплексами и воздухоплавательной техникой различного назначения; модернизация материально-технической базы аэродромов государственной авиации и аэродромов совместного базирования; осуществление гарантированного бюджетного финансирования государственного оборонного заказа на разработку и закупку авиационной техники и вооружения в объемах, соответствующих возлагаемым на государственную авиацию задачам; создание единой автоматизированной системы управления, связи и радиотехнического обеспечения полетов государственной авиации на основе передовых информационных технологий; обеспечение контроля воздушной обстановки в ближней морской и экономической зонах Российской Федерации, а также на малых и предельно малых высотах воздушного пространства государственной границы Российской Федерации; реорганизация системы заказов в интересах проведения единой технической политики в области государственной авиации, максимальной унификации авиационной техники и средств ее обслуживания и ремонта; развитие системы материально-технического и тылового обеспечения государственной авиации; сохранение приоритета закупок российской авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа и обеспечение уровня прибыли при ее изготовлении, достаточного для развития производственного потенциала авиационной промышленности; развитие, модернизация и обеспечение надлежащей численности группировки государственной авиации гражданского назначения, прежде всего санитарной авиации, и авиационной техники, предназначенной для пожаротушения;
б) в области гражданской авиации: стимулирование, в том числе экономическое, заинтересованности авиационных компаний в использовании отечественных воздушных судов; повышение авиационной безопасности и безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации; развитие региональных и местных воздушных линий, прежде всего в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и приравненных к ним труднодоступных регионах; разделение авиационных организаций на независимые хозяйствующие субъекты - авиационные компании и аэропорты; реформирование авиатранспортной отрасли и развитие рыночных механизмов, включая обеспечение недискриминационного порядка формирования расписания полетов и доступа авиационных компаний к авиационной инфраструктуре и запасам горючесмазочных материалов; повышение до международного уровня качества выполнения воздушных перевозок, авиационных работ, оказания услуг, а также законодательное закрепление нормативов качества этих работ и услуг, мер ответственности за их несоблюдение, прав потребителей авиационных услуг; поддержка сегмента низкозатратных авиаперевозчиков; усиление государственного контроля за ценообразованием в сфере услуг наземной инфраструктуры и авиатопливного бизнеса; обеспечение мобилизационной готовности авиатранспортных коммуникаций и гражданской авиации в угрожаемый период и военное время; совершенствование системы сбора и обработки информации о результатах авиационной деятельности на основе современных информационных технологий;
в) в области экспериментальной авиации: поддержание и модернизация существующего парка экспериментальных воздушных судов, создание новых образцов авиационной техники; сокращение сроков проведения летных исследований и испытаний по приоритетным образцам летательных аппаратов и направлениям развития авиации; осуществление научно-исследовательских и научно- конструкторских работ по перспективным силовым установкам, оборудованию, агрегатам, включая создание их демонстрационных образцов; модернизация и инновационное развитие материально- технической базы аэродромов экспериментальной авиации, полигонной и испытательной базы; проведение комплекса работ по обеспечению безопасности полетов воздушных судов экспериментальной авиации; развитие и совершенствование нормативно-методического обеспечения деятельности в области экспериментальной авиации; совершенствование системы подготовки летчиков и технических специалистов для испытаний авиационной техники; поддержание и развитие системы медицинского обеспечения летного состава экспериментальной авиации;
г) в области научной деятельности: реформирование государственного сектора авиационной науки и совершенствование его структуры в соответствии с потребностями в инновационном развитии авиастроения и повышении конкурентоспособности отечественной авиационной науки; государственное финансирование фундаментальных и поисковых исследований и разработок в интересах создания научно- технического задела, разработки промышленных критических технологий и осуществления экспертных функций при создании и сертификации новой авиационной техники; совершенствование механизма взаимосвязи в цепочке "фундаментальная наука - государственный сектор авиационной науки - отраслевая наука - разработчики авиационной техники - производители авиационной техники - эксплуатанты авиационной техники"; сохранение и развитие уникальной стендовой и испытательной базы авиационной промышленности; совершенствование механизма планирования, обоснования и реализации долгосрочных программ развития авиационной техники и технологий; развитие механизма координации выполнения федеральных целевых программ в интересах авиастроения; создание механизма информационного обмена результатами научно-технической деятельности, полученными в рамках выполнения федеральных целевых программ, и использования их при разработке авиационной техники новых поколений; совершенствование процедуры государственного заказа на научно-техническую продукцию;
д) в области авиационной промышленности: создание в авиастроении эффективной системы, обеспечивающей передовые разработку и производство воздушных судов, конкурентоспособных и превосходящих по своим летно- техническим и эксплуатационным характеристикам, показателям экономичности, безопасности, комфорта и воздействия на окружающую среду зарубежные аналоги; увеличение объемов производства авиационной техники до уровня, обеспечивающего российской авиационной промышленности достижение в 2020 - 2025 годах 10 - 15 процентов мирового рынка продаж гражданских воздушных судов (в натуральном выражении); создание конкурентоспособной на мировом уровне системы поддержания летной годности авиационной техники; дальнейшая оптимизация и укрепление структуры научно- исследовательского, опытно-конструкторского и производственного комплексов авиационной промышленности; обеспечение эффективного взаимодействия между организациями - производителями конечной продукции и организациями - производителями запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий и специального, учебного и вспомогательного имущества, входящими в состав интегрированных структур; исключение отрицательного влияния монополизма предприятий авиастроительного комплекса на повышение технического уровня и конкурентоспособности отечественной авиационной техники; стимулирование спроса на отечественную гражданскую авиационную технику; обеспечение государственной поддержки экспорта продукции и услуг авиационной промышленности; расширение спектра фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, разработка базовых критических технологий в области авиационной техники и вооружения; развитие научно-исследовательской, лабораторной и экспериментальной базы авиационной промышленности; внедрение в авиационной отрасли инновационных технологий в области разработки, производства, эксплуатации и утилизации авиационной техники; внедрение в управление проектами инновационных технологий; совершенствование механизма взаимодействия государственных органов с интегрированными структурами авиационной промышленности; совершенствование порядка ценообразования при финансировании научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ по государственному оборонному заказу; законодательное обеспечение эффективного механизма передачи, закрепления и использования отечественными разработчиками авиационной техники результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получаемых при выполнении научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета; обеспечение максимального сохранения существующих и создание новых защитных мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, направленных на поддержку отечественных производителей авиационной техники, в том числе в условиях ограничений, принятых во Всемирной торговой организации; разработка и внедрение систем управления безопасностью полетов с учетом международных стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО);
е) в области авиационной инфраструктуры: создание в России унифицированной аэродромной сети, отвечающей единым требованиям и способной обеспечить потребности государственной, гражданской и экспериментальной авиации в мирное и военное время; оптимизация количества и расположения сети аэропортов, в том числе международных, с учетом геополитических интересов государства и экономической целесообразности; восстановление и развитие аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, используемых при выполнении полетов на местных авиалиниях; повышение эффективности деятельности аэропортов за счет обновления их основных фондов и внедрения современных технологий; повышение конкурентоспособности отечественных аэропортов на рынке международных транзитных перевозок; развитие, реконструкция и ремонт аэродромов государственной, гражданской и экспериментальной авиации; сохранение части высвобождающихся при сокращении группировки военной авиации аэродромов в качестве резервных (мобилизационных), в том числе путем передачи их в аренду заинтересованным организациям;
ж) в области совершенствования Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации: внедрение международных стандартов и правил выполнения полетов и обслуживания воздушного движения в воздушном пространстве Российской Федерации, обеспечение перехода на спутниковую навигацию; повышение эффективности взаимодействия Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации с аналогичными системами государств - участников Содружества Независимых Государств и Европейской аэронавигационной системой; оснащение аэродромов и центров управления воздушным движением современными автоматизированными системами и средствами связи, навигации и управления, обеспечивающими рост объемов воздушного движения и повышение безопасности полетов; обеспечение мобилизационной готовности Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в период непосредственной угрозы агрессии и военное время; создание Аэронавигационной системы России; совершенствование структуры воздушного пространства Российской Федерации в целях развития деловой авиации;
з) в области подготовки кадров: укрепление и развитие учебно-материальной и технической базы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования для авиационной промышленности, государственной, гражданской и экспериментальной авиации; создание экономических условий для привлечения и закрепления кадров в авиационных организациях, обеспечение их социальной защищенности; развитие тренажерной базы для подготовки и повышения квалификации авиационного персонала по эксплуатации авиационной техники российского производства; обеспечение периодической переподготовки авиационного персонала в оснащенных современным оборудованием центрах; развитие системы высшего и среднего профессионального образования, осуществление перехода к многоуровневому высшему образованию, сохранение приоритета подготовки инженеров с квалификацией (степенью) "специалист"; развитие в высших учебных заведениях научных исследований в области авиационной техники, повышение качества образования, подготовки и переподготовки авиационных специалистов, их квалификации, освоение новых технологий; создание отраслевой системы контроля за качеством образования; разработка общегосударственных образовательных стандартов для специальностей, необходимых в авиационной промышленности, и приведение учебных программ в соответствие с этими стандартами; унификация требований к подготовке авиационного персонала в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и международной практикой; расширение практики подготовки специалистов на основе прямых договоров, заключаемых авиационными организациями с учебными заведениями; развитие аэроклубов с первоначальной летной и технической подготовкой в целях улучшения качества отбора будущих летчиков военной и гражданской авиации, создание современной авиационной техники для первоначального обучения;
и) в области организационной деятельности: создание условий для концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов на решении задач укрепления научно-производственного потенциала авиастроения; развитие механизма поддержки продвижения отечественной авиационной техники на внутреннем и внешнем рынках; совершенствование системы государственного регулирования и контроля в сферах сертификации, лицензирования, поддержания летной годности и обеспечения безопасности эксплуатации авиационной техники; приоритетное развитие внутренних авиационных перевозок, а также соответствующей авиационной инфраструктуры; выработка мер по повышению эффективности государственно- частного партнерства в сфере авиационной деятельности; широкое внедрение современных информационных технологий в практику авиационной деятельности в интересах повышения ее эффективности и безопасности, в том числе создание систем сбора и обработки информации о результатах авиационной деятельности; создание эффективной интегрированной логистической системы поддержки эксплуатации государственной и гражданской авиации, включающей в себя подсистемы контроля работоспособности изделий, управления материально-техническим обеспечением и обучения авиационного персонала; обеспечение защиты российской интеллектуальной собственности, в том числе полученной организациями промышленности при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета;
к) в области нормативно-правового обеспечения: внесение в российское законодательство изменений, направленных на оказание государственной поддержки отечественным производителям и эксплуатантам авиационной техники российского производства; совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе нормативно-технических документов, в области авиационной деятельности в Российской Федерации и ее унификация в соответствии с общепринятыми международными стандартами, правилами и требованиями; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы размещения заданий и выполнения научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу;
л) в области социально-экономической деятельности: государственный контроль и координация деятельности организаций, осуществляющих научные исследования, разработку, производство, эксплуатацию, утилизацию и экспорт гражданской и военной авиационной техники и вооружения; совершенствование механизма заемного финансирования и компенсации затрат при досрочном кредитовании авиационных организаций; повышение эффективности управления находящимися в федеральной собственности акциями коммерческих организации в сферах производства и эксплуатации авиационной техники;
м) в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества: совершенствование системы государственного управления и межведомственной координации в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества; содействие развитию экономически обоснованной интеграции и кооперации с зарубежными странами и иностранными коммерческими компаниями при разработке, производстве и эксплуатации авиационной техники исходя из приоритета национальных интересов Российской Федерации; государственная поддержка экспорта авиационной техники, а также импорта перспективных технологий; развитие государственной системы контроля передачи технологических достижений зарубежным организациям; унификация отечественных и международных систем и процедур сертификации в области авиационной деятельности; проведение гибкой налоговой и таможенной политики в отношении ввоза и вывоза воздушных судов и комплектующих изделий с учетом приоритета интересов отечественных производителей; обеспечение субъектам военно-технического сотрудничества условий для создания в установленном порядке на территориях иностранных государств центров технического обслуживания и ремонта для обеспечения эксплуатации поставляемой продукции.

V. Заключительные положения

14. Основными формами государственного регулирования в области авиационной деятельности являются:
а) разработка и реализация государственных федеральных и целевых программ, направленных на развитие государственной, гражданской и экспериментальной авиации, авиационных технологий, научно-исследовательской и производственной базы авиастроения;
б) координация мероприятий, реализуемых при выполнении государственных и федеральных целевых программ;
в) налоговое, таможенное и тарифно-ценовое регулирование;
г) системный мониторинг и управление реализацией государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности, включая разработку и выполнение комплексного плана мероприятий по реализации настоящих Основ.
15. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области регулирования развития авиации в Российской Федерации и реализации настоящих Основ осуществляет Правительство Российской Федерации.
16. Правительство Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о выполнении комплексного плана мероприятий по реализации настоящих Основ.