Воздушный транспорт

Воздушный транспорт Краснодарского края представлен международными аэропортами федерального значения – Краснодар, Сочи, Анапа и региональным аэропортом Геленджик. Общая численность российских и зарубежных авиакомпаний, выполняющих полеты в край на регулярной и чартерной основе, составляет около 40. На долю аэропортов Краснодарского края приходится более 6% всех пассажирских авиаперевозок в России.

Описание отрасли

В области воздушного транспорта на территории Краснодарского края осуществляют деятельность около 20 предприятий и ряд представительств российских и зарубежных авиационных компаний. Пассажирские и грузовые перевозки выполняются через международные аэропорты федерального значения Краснодар, Сочи, Анапа, на внутренних линиях – через аэропорт Геленджик.

Пропускные способности аэропортов на внутренних воздушных линиях составляют от 150 пассажиров в час (аэропорт Геленджик) до 2500 пассажиров в час (аэропорт Сочи). Среднесуточная интенсивность полетов в летний период составляет около 60 рейсов. Максимальное количество рейсов приходится на июль-август – свыше 100.

Общая численность российских и зарубежных авиакомпаний, выполняющих полёты в край на регулярной и чартерной основе, составляет около 40. В международном сообщении перевозки пассажиров осуществляются в большинство стран ближнего и дальнего зарубежья, ближневосточной Азии, страны восточной и западной Европы.

В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации на территории Краснодарского края в г. Геленджике, начиная с 1996 года (по чётным годам), проводится Международная выставка и научная конференция по гидроавиации.

В обеспечении подготовки и проведения гидроавиасалонов принимают участие Росавиакосмос, Минэкономики России, Минфин России, Минобороны России, Минпромторг России, ФСБ России, МВД России, МИД России, Федеральная пограничная служба России, Государственный таможенный комитет России, Гостехкомиссия России, ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева», администрации Краснодарского края и города-курорта Геленджика.

В выставках принимают участие фирмы и организации из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Гидроавиасалон посещают представители военно-дипломатического корпуса и деловые люди из США, Германии, Великобритании, Греции, Франции, Израиля, Канады, Индии, Судана, Швейцарии, Бразилии, Польши и других стран.

Аэропорты края

Аэропорт «Анапа (Витязево)» международный федерального значения расположен на побережье Чёрного моря. Главный оператор аэропорта – ОАО «Аэропорт Анапа». Аэродром Анапа является аэродромом совместного базирования с Министерством обороны РФ, принадлежность – Министерство обороны РФ. Аэропорт способен принимать самолёты Ил-76, Ту-154, Ту-204, Боинг-737, A319, A320 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Текущая пропускная способность аэровокзала составляет 400 пассажиров в час. В декабре 2015 г. в аэропорту начато строительство нового аэровокзального комплекса пропускной способностью 600 пассажиров в час. Ввод в эксплуатацию объекта планируется в апреле 2017 года.

На внутренних воздушных линиях полеты выполняются в города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара, Сыктывкар, Архангельск, Казань, Белгород, Кемерово, Екатеринбург, Томск, Омск, Казань, Челябинск, Новый Уренгой, Норильск, Уфа, Мурманск, Тюмень, Череповец, Курск, Барнаул, Иркутск, Пенза, Пермь, Киров, Иваново, Нижний Новгород, Калининград, Саратов, Нижнекамск, Тамбов, Оренбург, Ижевск, Красноярск, Сургут. Международные рейсы выполняются в Бейрут, Греция (Салоники).

Аэропорт «Краснодар (Пашковский)». Главный оператор аэропорта – АО «Международный аэропорт Краснодар». Принимаемые воздушные суда: Л-410, Ил-76, Ту-154, Ту-134, Ту-204, Ил-18, Ан-12, Ан-22, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-124, Як-40, Як-42, CRJ, Fokker 70,72, Boeing 737, 757, Airbus 319, 320, вертолёты всех типов. Пропускная способность аэровокзального комплекса аэропорта Краснодар (Пашковский) составляет 1700 пассажиров в час (1000 пасс./час. на внутренних и 700 пасс./час. на международных авиалиниях), грузового терминала – 1000 кг/час. В летний период в аэропорт выполняют полёты порядка40 авиакомпаний.Аэропорт имеет взлётно-посадочную полосу протяжённостью 3000 метров, в настоящий момент завершается её реконструкция. В перспективе в аэропорту планируется строительство нового аэровокзального комплекса.

На внутренних воздушных линиях полеты выполняются в города: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Геленджик, Симферополь, Ижевск, Уфа, Казань, Новосибирск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Самара, Сургут, Пермь, Екатеринбург, Калининград, Тюмень Хабаровск, Череповец. Международные рейсы выполняются в республику Беларусь, Турцию, ОАЭ, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Казахстан (Актау), Кишинев, Армению (Гюмри, Ереван) Израиль, Кипр, Турция (Даламан) , Испанию, Италию, Тунис (Энфида), Грецию (Ираклион), Австрию (Вена), Стамбул (Ататюрка), Чехию.

Аэропорт «Сочи(Адлер)» расположен на побережье Чёрного моря. Эксплуатант – АО «Международный аэропорт Сочи». Аэропорт образован в 1945 году, допущен к международным полётам распоряжением Правительства РФ в 1993 году, является крупнейшим аэропортом юга России, входит в десятку ведущих российских аэропортов по числу обслуженных пассажиров. Пропускная способность аэропорта составляет 2500 пасс./час. (2000 пасс./час. на внутренних и 500 пасс./час. на международных воздушных линиях). В летний период в аэропорт выполняют полёты около 40 авиакомпаний.

Аэропорт имеет две взлётно-посадочных полосы протяжённостью 2895 и 2500 метров, реконструкция завершена в 2012 году. Год завершения реконструкция аэровокзального комплекса – 2012. Принимаемые воздушные суда: Ан-12,-24,-26,-30,-72,-74,-124, Ил-18,-62-76,-86,-96, Як-40,-42,Ту-134,-154,-204,-214, Б-737,-747,-757,-767,-777, Фоккер-70,-72, А-319,-320,-321,-330,-340, вертолёты всех типов. На внутренних воздушных линиях полеты выполняются в города: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Уфа, Самара, Новосибирск, Омск, Пермь, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Саратов, Калуга, Нефтекаменск, Курск, Сыктывкар, Чебоксары, Белгород, Воронеж, Оренбург, Ижевск, Магнитогорск, Кемерово, Киров, Ноябрьск, Тюмень, Волгоград, Пенза, Краснодар, Мурманск, Липецк, Тамбов, Томск, Мурманск, Новокузнецк, Симферополь, Казань, Бугульма, Череповец, Барнаул, Нижний Новгород, Челябинск, Архангельск. Международные рейсы выполняются в республику Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Турцию, Армению, Грузия (Тбилиси), Казахстан, Иран, Израиль (Тель-Авив).

Аэропорт Геленджик расположен на побережье Черного моря. Аэропорт имеет взлетно-посадочную полосу длиной 3100 м и шириной 60 м, способную принимать воздушные суда всех типов. Аэровокзал аэропорта «Геленджик» предназначен для комплексного предполетного и послеполетного обслуживания пассажиров воздушных судов, а также провожающих и встречающих. Пропускная способность - 150 пассажиров в час. Пропускная способность аэродрома - 8 взлётно-посадочных операций в час. Кроме того, в настоящее время ведётся проектирование первой очереди нового терминала аэровокзала площадью около 5,2 кв. м. Проектируемый терминал будет иметь четыре стойки регистрации и пропускную способность 320 пассажиров в час. Здание существующего аэровокзального комплекса будет переоборудовано под грузовой терминал. На внутренних воздушных линиях полёты выполняются в города: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Пермь, Тюмень, Череповец, Уфа, Саратов, Омск. Рейсы выполняются авиакомпаниями: Вим-авиа, Аэрофлот, Руслайн, Уральские авиалинии, Алроса, Ют-Эйр, Победа, Северсталь, ИрАэро, ЮВТ-АЭРО, Ямал.

Работа регионального аэропорта Ейск с октября 2010 года приостановлена в связи с проведением работ Министерством обороны РФ по масштабной реконструкции взлетно-посадочной полосы. Возобновление пассажирского авиасообщения с городом Ейск будет возможно после завершения мероприятий по сертификации гражданского оператора аэродрома.

Гидроаэродром Геленджик (Бухта) расположен в городе-курорте Геленджике на Геленджикской испытательно-экспериментальной базе – филиале ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева». Производство полетов на гидроаэродроме Геленджик (Бухта) осуществляет авиакомпания ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева».

Кроме того, на территории Краснодарского края осуществляет деятельность базовое авиапредприятие.

ОАО Научно-производственная компания «ПАНХ» – крупный вертолётный оператор, выполняющий перевозки и авиационные работы в России и за рубежом, такие, как тушение лесных пожаров, перевозка грузов, аэровизуальный мониторинг, вертолётная поддержка гуманитарных миссий в рамках поставщика услуг для ООН и т.д. В парке авиакомпании числится около 40 единиц вертолетной техники различных типов: Ми-2, Ми-8, Ми-26, Ка-32, Eurocopter EC-135 и т.д.

Кроме того, предприятие осуществляет авиаремонтные работы, обеспечивает деятельность научно-исследовательского и сервисного центров. Филиал компании расположен в городе Магадан. Совместно с администрацией Краснодарского края вертолётами ОАО НПК «ПАНХ» с 2013 года возобновлены полёты по медицинской эвакуации на территории Краснодарского края.