Воздушный транспорт

Воздушный транспорт Краснодарского края представлен международными аэропортами федерального значения – Краснодар, Сочи, Анапа и региональным аэропортом Геленджик. Общая численность российских и зарубежных авиакомпаний, выполняющих полеты в край на регулярной и чартерной основе, составляет около 40. На долю аэропортов Краснодарского края приходится более 6% всех пассажирских авиаперевозок в России.

Описание отрасли

В области воздушного транспорта на территории Краснодарского края осуществляют деятельность около 20 предприятий и ряд представительств российских и зарубежных авиационных компаний. Пассажирские и грузовые перевозки выполняются через международные аэропорты федерального значения Краснодар, Сочи, Анапа, на внутренних линиях – через аэропорт Геленджик.

Пропускные способности аэропортов на внутренних воздушных линиях составляют от 140 пассажиров в час (аэропорт Геленджик) до 2500 пассажиров в час (аэропорт Сочи). Среднесуточная интенсивность полетов в летний период составляет около 60 рейсов. Максимальное количество рейсов приходится на июль-август – свыше 100.

Общая численность российских и зарубежных авиакомпаний, выполняющих полеты в край на регулярной и чартерной основе, составляет около 40. В международном сообщении перевозки пассажиров осуществляются в большинство стран ближнего и дальнего зарубежья, ближневосточной Азии, страны восточной и западной Европы.
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации на территории Краснодарского края в г. Геленджике, начиная с 1996 года (по четным годам), проводится Международная выставка и научная конференция по гидроавиации.

В обеспечении подготовки и проведения гидроавиасалонов принимают участие Росавиакосмос, Минэкономики России, Минфин России, Минобороны России, Минпромторг России, ФСБ России, МВД России, МИД России, Федеральная пограничная служба России, Государственный таможенный комитет России, Гостехкомиссия России, ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева», администрации Краснодарского края и города-курорта Геленджика.
В выставках принимают участие фирмы и организации из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Гидроавиасалон посещают представители военно-дипломатического корпуса и деловые люди из США, Германии, Великобритании, Греции, Франции, Израиля, Канады, Индии, Судана, Швейцарии, Бразилии, Польши и других стран.

Аэропорты края
Аэропорт «Анапа (Витязево)» международный федерального значения расположен на побережье Черного моря. Главный оператор аэропорта – ОАО «Аэропорт Анапа». Аэродром Анапа является аэродромом совместного базирования с Министерством обороны РФ, принадлежность – Министерство обороны РФ. Международный аэропорт Анапа (Витязево) является аэропортом крупнейшего детского курорта на юге России, где турпоток достигает 4 млн человек в год. В результате реконструкции взлетно-посадочной полосы в 2012 году может принимать воздушные суда: Ил-76, Ту-154, Ту-204, Боинг- 757,737, Аэробус 319, 320, 321, а также вертолёты всех типов. В июле 2017 года введен в эксплуатацию новый терминал аэропорта.
На сегодняшний день общая площадь аэропорта Анапа составляет 16 500 кв. м, а общая пропускная способность (на внутренних и международных авиалиниях) увеличена до 1100 пассажиров в час.
В настоящее время аэропорт обслуживает рейсы 23 авиакомпаний по 46 направлениям. Аэропорт является воздушной гаванью для агломерации, включающей города Новороссийск, Темрюк, Тамань и Крымск.
На внутренних воздушных линиях полеты выполняются в города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижневартовск, Тюмень, Тамбов, Чебоксары, Самара, Сыктывкар, Архангельск, Казань, Екатеринбург, Томск, Омск, Челябинск, Апатиты, Уфа, Нижнекамск, Мурманск, Череповец, Курск, Пенза, Пермь, Киров, Калининград, Липецк, Саратов, Оренбург, Ижевск, Красноярск, Сургут, Барнаул, Иваново, Новокузнецк, Ханты-Мансийск.

Аэропорт «Краснодар (Пашковский)» Главный оператор аэропорта – АО «Международный аэропорт Краснодар». Принимаемые воздушные суда: Л-410, Ил-76, Ту-154, Ту-134, Ту-204, Ил-18, Ан-12, Ан-22, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-124, Як-40, Як-42, CRJ, Fokker 70,72, Boeing 737, 757, Airbus 319, 320, вертолёты всех типов. Пропускная способность аэровокзального комплекса аэропорта Краснодар (Пашковский) составляет 1700 пассажиров в час (1000 пасс/час на внутренних и 700 пасс./час. на международных авиалиниях), грузового терминала – 1000 кг/час. В летний период в аэропорт выполняют полёты порядка 40 авиакомпаний по 56 направлениям (из которых 30 - международные). В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» практически завершена реконструкция аэродромного комплекса аэропорта Краснодар, 15 июня 2017 года введена в эксплуатацию новая взлётно-посадочная полоса длиной 3000 м и шириной 60 м. В ближайшей перспективе в аэропорту планируется строительство нового аэровокзального комплекса.
На внутренних воздушных линиях полеты выполняются в города: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Ижевск, Омск, Уфа, Казань, Новосибирск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Самара, Сургут, Екатеринбург, Ноябрьск, Красноярск, Калининград, Тюмень, Международные рейсы выполняются в республику Беларусь, Турцию, ОАЭ, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Казахстан, Армению, Израиль, Кипр, Испанию, Италию, Тунис, Грецию, Австрию, Чехию.

Аэропорт «Сочи (Адлер)»  расположен на побережье Черного моря. Эксплуатант – АО «Международный аэропорт Сочи». Аэропорт образован в 1945 году, допущен к международным полётам распоряжением Правительства РФ в 1993 году, является крупнейшим аэропортом юга России, входит в десятку ведущих российских аэропортов по числу обслуженных пассажиров. Пропускная способность аэропорта составляет 2500 пасс./час. (2000 пасс./час. на внутренних и 500 пасс./час. на международных воздушных линиях). В летний период в аэропорт выполняют полёты около 40 авиакомпании.
Аэропорт имеет две взлётно-посадочных полосы протяжённостью 2895 и 2500 метров, реконструкция завершена в 2012 году. Год завершения реконструкции аэровокзального комплекса – 2012. Принимаемые воздушные суда: Ан-12,-24,-26,-30,-72,-74,-124, Ил-18,-62-76,-86,-96, Як-40,-42,Ту-134,-154,-204,-214, Б-737,-747,-757,-767,-777, Фоккер-70,-72, А-319,-320,-321,-330,-340, вертолёты всех типов. На внутренних воздушных линиях полеты выполняются в города: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Уфа, Самара, Новосибирск, Омск, Пермь, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Саратов, Минеральные воды, Белгород, Калуга, Курск, Сыктывкар, Чебоксары, Воронеж, Элиста, Оренбург, Ижевск, Киров, Ноябрьск, Тюмень, Волгоград, Пенза, Краснодар, Мурманск, Ухта, Ростов-на-Дону, Томск, Липецк, Ульяновск, Казань, Бугульма, Череповец, Барнаул, Нижний Новгород, Челябинск,Тамбов, Иваново, Архангельск, Астрахань, Магнитогорск,Сургут, Нижнекамск,Симферополь, Новокузнецк, Норильск. Международные рейсы выполняются в республику Беларусь, Таджикистан, Грузию, Узбекистан, Турцию, Армению, Казахстан, Иран, Израиль.

Аэропорт «Геленджик» расположен на побережье Черного моря. Аэропорт имеет взлетно-посадочную полосу длиной 3100 м и шириной 60 м, способную принимать воздушные суда всех типов. Аэровокзал аэропорта «Геленджик» предназначен для комплексного предполетного и послеполетного обслуживания пассажиров воздушных судов, а также провожающих и встречающих. Пропускная способность аэровокзала - 140 пассажиров в час. Пропускная способность аэродрома - 8 взлётно-посадочных операций в час. Кроме того, в настоящее время ведётся проектирование первой очереди нового терминала аэровокзала площадью около 5,2 кв. м. Проектируемый терминал будет иметь четыре стойки регистрации и пропускную способность 320 пассажиров в час. На внутренних воздушных линиях полёты выполняются в города: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сургут, Казань, Пермь, Тюмень, Череповец, Уфа, Саратов, Омск, Белгород. Рейсы выполняются авиакомпаниями: Вим-авиа, Аэрофлот, Победа, Уральские авиалинии, Алроса, Ют-Эйр, ЮВТ-АЭРО, Руслайн, ИрАэро, ГазпромАвиа, Саратовские авиалинии, Ямал, Северсталь.

Работа регионального аэропорта Ейск с октября 2010 года приостановлена в связи с проведением работ Министерством обороны РФ по масштабной реконструкции взлетно-посадочной полосы. Возобновление пассажирских перевозок через аэропорт города Ейск прогнозируется не ранее 2018 года.

Гидроаэродром Геленджик (Бухта) расположен в городе-курорте Геленджике на Геленджикской испытательно-экспериментальной базе – филиале ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева». Производство полетов на гидроаэродроме Геленджик (Бухта) осуществляет авиакомпания ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева».

Кроме того, на территории Краснодарского края осуществляет деятельность ОАО Научно-производственная компания «ПАНХ» – крупный вертолётный оператор, выполняющий перевозки и авиационные работы в России и за рубежом. Перечень указанных работ включает в себя тушение лесных пожаров, перевозку грузов, аэровизуальный мониторинг, вертолётную поддержку гуманитарных миссий в рамках поставщика услуг для ООН и т.д. В парке авиакомпании числится около 40 единиц вертолетной техники различных типов: Ми-2, Ми-8, Ми-26, Ка-32, Eurocopter EC-135 и т.д.
Кроме того, предприятие осуществляет авиаремонтные работы, обеспечивает деятельность научно-исследовательского и сервисного центров. Филиал компании расположен в городе Магадан. Совместно с администрацией Краснодарского края вертолётами ОАО НПК «ПАНХ» с 2013 года возобновлены полёты по медицинской эвакуации на территории Краснодарского края.